Преамбула
Вчера я опубликовала этот пост в блоге Ведьмак 3. И Elle тут же снесла его в корзину. Это похоже на как в некоторых постапокалипсисах - после крушения государства всякие мелкие князьки становятся настоящими деспотами в своих вотчинах. Поэтому приходится восстанавливать его здесь.
Итак.
Во втором "Ведьмаке" центральным выбором игры было "Роше или Йорвет".
В третьем "Ведьмаке" также предлагается политический выбор и в одном из вариантов вновь замешан Роше.
И по многим признакам выходит, что авторы так строят сюжет и диалоги, что как бы наталкивают игрока выбирать Роше.
Но почему? С чего это Роше так люб ведьмаку и разработчикам?
Суть
Напомню захватывающую историю знакомства Роше и Геральта. Произошло это в начале "Ведьмак 2", там Роше помог Геральту бежать из тюрьмы. Вскоре перед ведьмаком встал выбор - броситься расследовать убийство короля вместе с Роше (попутно спасая деревню Флотзам) или броситься на поиски похищенной Трисс. В дальнейшем путь Роше подразумевает участие в судьбе Темерии, а путь Иорвета - участие в "Весне народов" и помощь в обороне независимого Вергена. Правда не всё понятно с той помощью.
В дальнейшем Темерия оказывается под оккупацией Нильфгаарда, а Роше - темерским партизаном. Сначала он союзничает с королём Радовидом, а потом сговаривается с Дийкстрой - лордом Витинари мира "Ведьмака". Вместе с Дийкстрой и Талером Роше готовит убийство короля Радовида. Как будет выглядеть карта мира после цареубийства зависит от выбора ведьмака. Если ведьмак выберет Роше, то Эмгыр победит в войне и сделает из Темерии своего вассала. Если Геральт выберет Дийкстру, тот станет править всем севером, а посрамлённый Эмгыр уберётся восвояси.
Комплекс вины.
Сюжет строится так, что если игрок не выбирает Роше, то ему (игроку, не Роше) навязывается чувство вины.
Так во второй главе "Пути Йорвета" Роше дважды бескорыстно помогает ведьмаку невзирая на обиду. Один раз даже спасает жизнь. Конечно, Геральт чувствует себя виноватым, что не пошёл с Роше, который вот какой добрый товарищ оказывается.
Во время обороны Каер Морхена Роше и Бьянка лично приходят на помощь, а Дийкстра помогает только при выполнении непростого условия. И лично не приходит. Вновь получается, что игроку навязывается чувство вины за небрежение синими полосками.
Наконец, финальный выбор. Здесь авторы послали на помощь Роше простую арифметику.
Если выбрать Роше, умирает один (ОДИН!!!) именной персонаж. Если выбрать Дийкстру то сразу же умирает три именных персонажа, а в концовке ещё и Эмгыр.
Казалось бы политические последствия решения исчисляются сотнями смертей (например, повешенные заговорщики в империи), а поди ж ты, игрока обычно больше трогает смерть одного раскрытого персонажа, к которому привязался, чем потеря сотни-тысячи безликих юнитов. Тут действует принцип "Смерть одного - трагедия, смерть сотен - статистика".
Таким образом, авторы используют естественное желание игрока, чтобы погибло поменьше именных персонажей, как очередной толчок в сторону Роше.
Квест Цири
Рассмотрим и такой вариант: игрок, который во главу угла ставит судьбу Цири. Вполне реалистичный вариант.
Только в варианте за Роше для Цири остаются возможными обе положительные концовки - императрица и ведьмачка. Т.е. игра нас опять подталкивает выбрать Роше, намекает, что Роше - это канон.
А если серьёзно?
А если серьёзно, то каких-то фундаментальных причин выбирать Роше ни во втором, ни в третьем "Ведьмаке" нет.
Политическая подоплёка выбора Роше/Иорвет - это выбор между Темерией и Веленом. Совершенно неочевидно, с чего бы Геральту выбирать Темерию.
Геральт не патриот Темерии, он сохраняет нейтралитет и помогает друзьям, иногда нанимается на работу. Да часто по ходу помощи друзьям он вляпывается в политику, но это никак не делает Геральта патриотом Темерии. В книжной саге политические вопросы, кстати, поднимаются по-взрослому. Патриотизм там вообще обстёбывается, умные герои этим чувством не руководствуются, они либо лояльны конкретному строю при данном правителе, либо себе на уме.
Причин ненавидеть Велен у Геральта тем более нет. Наоборот, на протяжении всей книги Геральт симпатизирует различным нацменьшинствам, а иногда сам сетует на то, что к нему относятся хуже - как к нелюдю.
Сюжетный выбор - ведьмак выбирает, что важнее, расследовать убийство короля или быстрее спасать Трисс. Учитывая, что Трисс - это не только друг, но и ключ к лечению амнезии и поиску Йеннифэр, надо бы выбирать второе.
Личностный выбор - кто-то выбирал Роше, потому что он друг, а Йорвет - какой-то хрен с дерева. Но с чего бы это Роше друг? По крайней мере на момент выбора.
Мне понравилось, как написал некто
Ведьмак, который ничем не обязан Темерии, служит верой и правдой её королю. Спасает Фольтеста и его дочь по несколько раз. В результате эти твари обвинили Геральта и собирались повесить.
Это синеполосатое ... приходит к ведьмаку в камеру, угрожая пытками узнает как всё случилось. И хочет спокойно бросить умирать главного героя. Но если последний займется поисками убийцы короля, то так и быть оно немного поможет в побеге. С какого бока Роша вдруг стала таким замечательным другом ведьмака? Чем этот шпик такой замечательный, хоть убей не пойму.
И почему ведьмак должен носиться по свету защищая интересы какой-то Темерии, вместо того что бы попытаться построить государство, где не будут притеснять его и его товарищей, не спасти дочь его хорошего знакомого - золотого дракона?
Что касается настоящих друзей Геральта - Золтана и Ярпена, то они за Велен. Яскер поначалу относится скептически, но под конец тоже за Велен (даже в прохождении за Роше Яскер ссорится с Хенсельтом и вынужден бежать из каэдвенского лагеря).
С точки зрения общей кровавости путь Роше сплошной массакр - победив, Хенсельт вешает главарей восстания. Саския же в случае успеха отпускает всех неприятелей, кроме Детмольда.
В третьем ведьмаке выбор Роше равносилен выбору Эмгыра. Тоже ни разу не очевидно. Геральт не патриот севера и не считает Нильфгаард высшим злом просто за то, что он агрессор (хотя многие считают). Но и особых симпатий к Нильфгаарду у него тоже нет. Все уважают Эмгыра как волевого правителя, но и Дийкстра тоже парень не промах. Нильфгаард превосходит королевства Севера по технологическому развитию, местами культурно, плюс, возможно, по административному устройству. Если и так, то он лучше Радовида. Но не Дийкстры, который в игре специально преподносится как несущий прогресс.
Разве что Геральт хочет сделать из Цири императрицу. Но это кто ещё сказал, что из неё получится хорошая императрица. Мы что-нибудь знаем про её качества как правителя? Может, она заведёт страну в доселе невиданный упадок, может, подпадёт под чьё-нибудь дурное влияние, мало ли что. Гигантские империи - это всегда очень опасно. Может, было бы лучше, если бы севером правил Дийкстра, а она Нильфгаардом в старых границах (до Яруги). Это уж к игроделам вопрос, зачем они так сделали - всё или ничего.
Наконец, из книжной саги мы знаем, что среди нильфгаардских заговорщиков попадаются вполне приличные люди, типа Стефана Скелена. Кто знает, может, убийство Эмгыра - это начало новой либеральной эры на южных землях.
А Дийкстра - что? У меня, например, это один из любимых персонажей книжной саги. Любимый за интеллект и здравомыслие. А в игре он очень хорошо описан. И вполне как достойный будущий правитель. Он хорошо относится к своим людям, не пылит, не мстит, не самодурствует.
Если верить концовке, Дийкстра действительно оказался мудрым и просвещённым правителем. Про Темерию под Нильфгаардам мы знаем только как все радовались независимости, а как она дальше развивалась ещё неизвестно.
Иными словами каких-то особых причин вставать на сторону Роше против Дийкстры с точки зрения политики нет. Так что остаётся вопрос личных симпатий. И тут авторы сделали всё, чтобы подпихнуть Роше. Но почему он им так мил?
Особенности психики человека, которые, дополнительно способствуют выбору Роше.
Внутренняя цензура - дефолтный лоялизм. Для многих людей подчинение существующим законам и действующей власти - дело привычки. Их так воспитали, они так и мыслят, не рефлексируя. Грубо говоря, ждут на светофоре зелёного света даже при пустой дороге. Свой образ мысли они переносят в игру. Роше с т.з. темерских законов - представитель власти, Йорвет с т.з. тех же законов - преступник. Из этого автоматически следует выбор Роше. А почему ведьмака и тем более игрока должны волновать темерские законы, такой вопрос не ставится.
Подсознательный человекошовинизм. Многие читатели фэнтези по дефолту солидаризируются с людьми. Не важно, кем являются люди в произведении - захватчиками, угнетателями, унетёнными, бродячими торговцами и т.д. И во втором ведьмаке многие игроки встали на сторону Роше только потому, что в дихотомии люди/нелюди автоматически солидаризируются с людьми. Даром, что ведьмак сам не человек. Даром, что ведьмак всегда симпатизирует нелюдям и прочим угнетённым.
Кстати, полагаю, что будь у нас альтернативный "Ведьмак", где планету людей захватила раса тюленей с щупальцами, навела свои порядки и притесняет человека, где часть людей занимается партизанской войной и/или революционным пораженчеством, пусть даже с жестокостью к мирным жителям, пусть даже с лозунгами "Выгнать всех тюленей"... полагаю, что среди читателей такого альтернативного ведьмака было бы куда больше симпатизирующих скоятаэлям. И куда меньше рассуждающих о том, какие скоятаэли бандиты.
Нас многое связывает. Кого бы не выбрал игрок, Роше всё равно помогает Геральту во втором ведьмаке. Таким образом, встречая Роше в третьей игре, естественно чувствуешь, что вас уже многое связывает, что вы через что-то вместе прошли. Чувствуешь определённые обязательства и не можешь просто "предать" Роше.
В выборе Роше/Дийкстра немаловажную роль играет формулировка вопроса. В игре сформулировано "Спасти друзей" / "Пройти мимо".
Эффекты оформления играют особенно важную роль при медицинской диагностике. Первый и наиболее знаменитый пример проблемы запрета в медицине сформулирован Тверски и Канеманом в 1981 году в вопросе азиатской болезни.
Представьте, что США готовятся к вспышке редкой азиатской болезни, которая убьет 600 человек. Разработаны две альтернативные программы борьбы с эпидемией. Научная оценка потенциальной возможности каждой программы такова:
• Если применить программу А, можно спасти 200 человек.
• Если применить программу Б, то с вероятностью 1/3 спасутся все люди, но с вероятностью 2/3 все они погибнут.
Какую программу вы предпочтете?
Тверски и Канеман обнаружили, что 72% опрошенных не захотели пойти на риск; они предпочли наверняка спасти 200 жизней, чем сделать ставку на спасение большего числа людей.
Изменив структуру, Тверски и Канеман добились того, что ответы оказались совсем иными. Они ознакомили вторую группу респондентов с той же проблемой. Правда, вопросы были сформулированы иначе:
• Если будет осуществлена программа В, 400 человек погибнут.
• Если осуществить программу Г, то с вероятностью 1/3 не погибнет никто, но с вероятностью 2/3 погибнут все 600 человек.
Несмотря на то, что смысл программ В и Г идентичен смыслу программ А и Б, 78% респондентов в этот раз решили рискнуть; они решили сделать ставку, а не потерять наверняка 400 жизней.
В формулировке "Спасти друзей" / "Пройти мимо", конечно, хочется спасти друзей. Что было бы при формулировке "Напасть на Дийкстру"/"Пройти мимо"? А "Напасть на Дийкстру"/"Спасти Дийкстру"? (В общем, и арифметикой и формулировкой подпихивают нам этого Роше. Дийкстра, конечно, обаятельный получился, с чувством юмора, но уж не настолько, чтобы Роше фора требовалась.)
Вот возможные причины популярности Роше среди игроков.
Хотя, может быть, я и преувеличиваю эту самую популярность. Читаешь форумы - кажется, что везде его фанаты. А вот
Роше/Дийкстра | 6.7% | |||
Роше/Радовид | 0.0% | |||
Роше/Роше+Эмгыр | 33.3% | |||
Йорвет/Дийкстра | 26.7% | |||
Йорвет/Радовид | 0.0% | |||
Йорвет/Роше+Эмгыр | 33.3% |